Первый
официальный контакт Японии с мусульманской страной произошел в конце
XIX в., когда японские представители прибыли с визитом в Османскую
империю. Ответный визит турецкой стороны омрачился трагедией: на
обратном пути из Японии в Стамбул турецкий корабль был настигнут
тайфуном, в результате чего из 656 пассажиров в живых остались только 69
человек.
В 1892 г.
два японских журналиста-добровольца Тораджиро Ямада и Осотора Нода
отправились в Стамбул с целью передачи пожертвований, собранных в Японии
для родственников погибших членов турецкой делегации. Султан Абдулхамид
II предложил им остаться в Стамбуле на 2 года с целью обучения турецкой
армии японскому языку. Находясь в Стамбуле, японские журналисты имели
возможность познакомиться с Исламом и впоследствии стали мусульманами.
Таким образом, Тораджиро Ямада и Осотора Нода стали первыми японцами,
принявшими Ислам.
В
1902 году Османская империя вела переговоры с властями Японии о
строительстве первой мечети в порту Йокогама для мусульман, приезжающих в
эту страну. Но, к сожалению, они не увенчались успехом, хотя японцы не
были настроены против Ислама.
Например,
известно, что в ходе русско-японской войны власти Японии позволяли
пленным российским военнослужащим из числа мусульман совершать намаз в
специально отведенном для этого месте. Примечательно и то, что некоторые
египетские офицеры, в качестве наблюдателей сопровождавшие японскую
армию во время войны, впоследствии женились на японках и остались в
«Стране восходящего солнца».
Первым
человеком, кто попытался донести до Японии правду об Исламе, был
египтянин Ахмед Фадли. Его статьи и выступления на английском и японском
языке, а также три организованные им конференции, посвященные Исламу,
стали ответом на пропаганду христианских миссионеров, искажающую историю
и вероучения мусульман.
Дело Фадли продолжил известный татарский мусульманский деятель Абд ур-Рашид Ибрагим, посетивший Японию в 1908 г.
В результате кропотливой работы в течение нескольких месяцев ему
удалось организовать Японскую ассамблею «Азия-Гикай», которую возглавил
мусульманин-японец Абу Бакр Охара. Важным достижением в этой работе
стало разрешение властей на выделение участка под строительство мечети.
В 1909 г.
приехавший в Японию профессор Мухаммад Баракатуллах совместно с Ахмедом
Фадли начал издание первого мусульманского журнала «Исламская община».
Впоследствии были основаны и другие мусульманские СМИ.
После революции и гражданской войны в России в Японию прибыло несколько сот татар. К 1923 г.
численность мусульман-эмигрантов достигла 3 тыс. человек. Через
несколько лет была открыта первая в стране исламская школа, которая
просуществовала до 1937 г.
В этот же период при поддержке активистов-немусульман был издан в
Японии Священный Коран и мусульманский журнал на татарском языке.
После первой мировой войны в Кобэ также насчитывалось большое количество мусульман, прибывших из Индии. В 1935 г.
здесь была построена мечеть. Интересно также заметить, что
строительству мусульманского храма в Токио помогало финансово
правительство Японии. Кроме того, татарскими переселенцами была открыта
мечеть в Нагое, которая была разрушена в результате воздушных налетов во
время Второй мировой войны.
В годы второй мировой войны Ислам стал объектом
пристального внимания Японии. Были созданы специальные
исследовательские центры, издано более 100 книг и журналов на
мусульманскую тематику. Целью этого было информационное обеспечение
японской армии материалами об Исламе для выработки оптимальных приемов и
методов управления мусульманскими общинами, находящимися на
оккупированной японцами территории в Китае и Юго-Восточной Азии. Помимо
этого, Япония делала попытки найти союзников в мусульманском мире.
Американскую
разведку тогда сильно беспокоило проникновение Японии в мусульманские
страны. Это стало ясно из документов, хранившихся до недавнего времени
под грифом «секретно».
Управление
стратегических служб, предшественник нынешнего ЦРУ, исходило из того,
что Япония заигрывает с мусульманскими странами, чтобы использовать их в
своих целях. Для того, чтобы завоевать симпатии исламского мира, Япония
не только играла на антизападных и антикоммунистических настроениях,
сочетая их с экономическими рычагами воздействия.
Главным
ее козырем был слух о том, что император страны Микадо готов стать
мусульманином. Это, в свою очередь, в сочетании с гибкостью традиционной
японской религии, синтоизма, привело бы к массовому обращению японцев в
Ислам.
Япония,
согласно докладу американской разведки, начала искать себе друзей в
мусульманском мире еще в 1880 году. После русско-японской войны
1904-1905 года она стала делать это более открыто. Управление
стратегических служб, в свою очередь, развернуло собственную
пропагандистскую кампанию в мусульманских странах, чтобы убедить их
жителей в двуличности властей «Страны восходящего солнца».
Впервые исламская организация была официально признана в Японии в качестве религиозного объединения в 1953 г. В настоящее время она называется Японская ассоциация мусульман. В 1966 г.
была образована вторая исламская структура – Исламский центр Японии. В
первой могли состоять только мусульмане-японцы, тогда как во вторую в
основном вступали иностранцы, исповедующие Ислам. Но обе организации
внесли большой вклад в распространение достоверной информации об Исламе и
мусульманах в Японии.
Новая волна интереса к Исламу в Японии была вызвана «нефтяным бумом» в 1973 г.
Осознав степень влияния арабских стран на свою экономику, СМИ стали
уделять огромное внимание исламскому миру. Именно в этот период
наблюдается значительный рост числа мусульман среди японцев.
Несмотря
на то, что в стране уже было осуществлено два перевода смыслов Корана
на японский язык, в 70 – е началась работа над его новым переводом.
Впервые за это дело взялся мусульманин.
Сегодня
в Японии действует несколько мусульманских организаций. Интерес к
Исламу постепенно растет, особенно среди молодежи. С началом
экономического подъема в 80-е годы страна привлекает все большее
количество иностранцев, в качестве рабочей силы и специалистов,
значительную их часть составляют мусульмане, что также способствует
развитию Ислама. Кроме того, Ближний Восток является одним из основных
партнеров Японии. И не случайно, что в Японии фактически на
государственном уровне созданы соответствующие аналитические центры.
Иракский
кризис и недавние события на Ближнем Востоке, как заметил заслуженный
профессор Токийского университета, писатель, востоковед и исламовед
Тсугитака Сато, вызвали повышенный интерес к изучению арабского мира и
Ислама среди японцев и других жителей стран Азии – немусульман.
По
его словам, за последние несколько лет, японцы стали гораздо больше
интересоваться Исламом. Это произошло «благодаря войне в Ираке и
событиям на Ближнем Востоке, за которыми в Японии следят очень
внимательно. Все больше и больше людей хотят знать, что такое Ислам».
Профессор
Сато также считает, что происходит «глобализация Ислама. Ислам широко
распространился в Японии и других местах земного шара. Интерес к этой
религии существует не только на Ближнем Востоке, но и в Южной Африке,
Европе и Азии».
«Когда
я был студентом Токийского университета, там преподавал всего лишь один
профессор востоковедения и исламоведения». «Сейчас в университете около
15 экспертов в этой области», - говорит он.
«Изучение
Ислама, Ближнего Востока и арабского мира первоначально осуществлялось в
Японии чисто в академических интересах. Однако после нефтяного кризиса
1973 года японские ученые стали интересоваться современными событиями на
Ближнем Востоке. Вместе с тем, - сказал профессор, - фундаментальные
исследования продолжают иметь важное значение, поскольку позволяют
понять суть арабской и исламской культуры, культуры стран Ближнего
Востока и Африки. Я полагаю, что без этого мы не сможем полностью
разобраться в той ситуации, которая сложилась в исламском мире на
сегодняшний день».
Посол
Японии в Бахрейне Такао Натсуме также заявляет, что его страна уделяет
главное внимание программам, направленным на развитие диалога между
Японией и арабским миром. Так, гражданам Бахрейна предоставляется
возможность учиться в Японии.
Сегодня
число мусульман в Японии уже достигло 100 тысяч, 90% из них –
мусульмане неяпонского происхождения. Власти постоянно подчеркивают, что
все они пользуются свободой вероисповедания и ни о каких ограничения и
гонениях на мусульман в Японии не может идти и речи.
В
Японии 25 мечетей, 200 молельных залов и более 100 исламских
организаций. Также обсуждается возможность создания отделения всемирно
известного исламского университета аль-Азхар в Токио, а также
возможность направления туда студентов из Японии. Также в японских вузах
реализуются программы по обмену студентами с мусульманскими странами с
целью знакомства и изучения культуры и традиций соседних народов.
Исламский
мир, который в ближайшем будущем ждет глубокая трансформация в
результате падения авторитарных режимов, сегодня находится в стадии
выбора внешнеполитических приоритетов. С другой стороны, все без
исключения мировые центры силы, несмотря на агрессивную линию некоторых
из них, борются за статус лучшего друга Ислама.
И
в этом процессе мусульманам нельзя упускать из виду набирающую
экономический и политический вес на глобальной арене Японию, гордо
именующую себя «Страной восходящего солнца».